Примеры организации корпоративной телефонной сети
Основой основ для корпоративной телефонной сети является автоматическая телефонная станция, коммутирующая вызовы между различными средами передачи данных. Компания Yeastar Technology, основанная в 2006 году в Китае, предлагает свое решение для организации корпоративной системы унифицированных коммуникаций. Называется данное решение гибридная IP-АТС Yeastar MyPBX. В создании и последующей реализации линейки гибридных IP-АТС MyPBX участвуют девяносто сотрудников компании Yeastar, более пятидесяти из которых – инженеры и программисты.
Сердцем и основой аппаратной составляющей MyPBX является мощный двухъядерный чипсет компании Texas Instruments, признанного лидера в области производства процессоров для устройств обработки и передачи речи. Высокая производительность и надежность аппаратной части обеспечивает АТС компании Yeastar такие преимущества как богатство функций, стабильность работы и трехгодовую гарантию на всю линейку продукции.
Благодаря своим преимуществам и переводу интерфейса станции на восемнадцать различных языков АТС MyPBX успешно продаются более чем тридцатью дистрибьюторами более чем в ста странах и регионах по всему миру. Россия и страны СНГ занимают в этом списке одно из лидирующих мест, в том числе и благодаря полной локализации гибридных IP-АТС для рынка России и СНГ. Гибридные IP-АТС Yeastar MyPBX имеют сертификаты РОСТЕСТ, УкрСЕПРО и декларации соответствия. На русский язык переведены веб-интерфейс АТС Yeastar с исчерпывающими подсказками, голосовые сообщения и IVR станций, необходимые для настройки АТС руководства и инструкции, а так же существует служба технической поддержки, функционирующая не только на территории России, но и в Украине и Казахстане.
Мозгом и основой управленческой составляющей гибридных IP-АТС Yeastar является хорошо себя зарекомендовавшая и популярная во всем мире система Asterisk. Благодаря трудам инженеров компании Yeastar, которые основательно переработали одну из сборок Asterisk и оснастили её графическим веб-интерфесом, первичная настройка и последующая эксплуатация IP АТС MyPBX не требует прикладных знаний и необходимости нанимать специально обученного сотрудника. Гибридные IP-АТС компании Yeastar интуитивно понятны в настройке и легки в управлении, но в тоже время обладают возможностью работы с множеством коммуникационных линий и являются решением «Все в одном». Всевозможные офисные функции, например построение входящих и исходящих маршрутов для вызовов, IVR, организация очереди, факс на e-mail, голосовая почта, запись разговоров, удаленный доступ к линиям АТС и многое-многое другое доступны уже в базовой комплектации, работающей с линиями SIP/IAX. Отдельно покупаются только модули, отвечающие за подключение различных физических линий связи. Станции Yeastar MyPBX позволяют работать с линиями ГТС (FXS/FXO), GSM и UMTS, BRI, PRI (E1/T1/J1) и Skype. Таким образом, в зависимости от задачи по телефонизации компании, гибко меняются и возможности АТС MyPBX, а цена базовой версии АТС остается минимальной, если физические линии связи не требуются вовсе. Для реализации такой гибкости системы коммуникаций внутреннее пространство корпуса гибридных IP-АТС Yeastar MyPBX устроено как конструктор, который наполняется необходимыми модулями в зависимости от требований конкретного проекта.
Рисунок 1. Внутреннее пространство корпуса гибридных IP-АТС Yeastar MyPBX
Компания Yeastar внимательно следит за тенденциями рынка и пожеланиями своих клиентов, поэтому на регулярной основе происходит выпуск новых версий программного обеспечения и планомерное расширение и модернизация модельного ряда гибридных IP-АТС. Так, на сегодняшний день, в модельном ряду оборудования Yeastar присутствует восемь гибридных IP-АТС MyPBX, предназначенных удовлетворить потребности малого и среднего бизнеса. Модели различаются в основном по номерной емкости и количеству одновременных соединений. Номерная емкость станций Yeastar ранжируется от 32-х до 300-от внутренних абонентов, а количество одновременных соединений варьируется от 8-ми до 80-ти.
Следуя потребностям рынка, в новых моделях Yeastar MyPBX реализована такая важная функция как резервирование, что существенно повышает надежность и отказоустойчивость корпоративной телефонной сети. Благодаря этой функции, если одна АТС MyPBX по каким-то причинам выходит из строя, вторая АТС MyPBX в течение всего нескольких секунд перекладывает на себя все задачи первой.
До конца текущего года к реализации планируются такие функции как тарификатор, позволяющий оперативно оценить стоимость совершенных по различным направлениям звонков, и интеграция с CRM, позволяющая объединить Yeastar MyPBX c системой управления взаимоотношения с клиентами.
Основанные на протоколе SIP, станции Yeastar MyPBX могут быть использованы в различных уже существующих схемах корпоративной телефонной сети, построенной по принципу клиет-сервер. Благодаря поддержке работы с различными физическими линиями связи, гибридные IP АТС Yeastar MyPBX возможно объединить с уже имеющейся аналоговой АТС для обеспечения доступа внутренних абонентов к цифровым линиям связи VoIP. Имеющиеся в распоряжении компании программные IP-АТС или коммуникационные платформы могут быть обеспечены линиями GSM и цифровым потоком E1 с помощью станций Yeastar MyPBX.
При организации корпоративной телефонной сети с нуля, использование станций Yeastar MyPBX позволяет учесть все особенности компании и выполнить все требования составленного ТЗ. На основе гибридных IP-АТС Yeastar можно строить как простые центрированные, так и довольно сложные распределенные схемы корпоративной телефонной сети. В частности, при построении центрированной схемы основное удобство заключается в возможности использовать несколько виртуальных городских номеров и не зависеть от географической распределённости офисов и филиалов компании.
Рисунок 2. Центрированная схема корпоративной телефонной сети
В подобной схеме коммутационный узел всей корпоративной телефонной сети находится в одной точке. В этой же точке регистрируются, функционируют и конфигурируются все существующие виртуальные номера компании. При использовании центрированной схемы все входящие вызовы проходят через головной офис компании, что позволяет централизовано отслеживать загруженность филиалов, анализировать работу операторов и управлять входящими потоками голосовых вызовов. Все исходящие вызовы, совершаемые сотрудниками компаниями, также коммутируются через головной офис, что позволяет централизованно управлять правами доступа любого из сотрудников компании к различным направлениям связи. Руководители офисов компании, безусловно, должны иметь возможность звонить по любым направлениям, а рядовому сотруднику зачастую кроме местных вызовов междугородние и тем более международные направления просто ни к чему.
Безоговорочным плюсом центрированной схемы корпоративной телефонной сети является низкая стоимость используемого оборудования. Достаточно установить мощную гибридную IP-АТС Yeasatr MyPBX в центральном офисе, настроить в АТС функцию резервирования для повышения отказоустойчивости корпоративной сети, а в распределенных офисах и филиалах можно использовать непосредственно клиентское оборудование, работающее на основе протокола SIP. В роли подобного оборудования могут выступать софтфоны (программные телефоны, запускаемые на компьютерах пользователей), SIP-телефоны, которые являются специализированными устройствами для обработки и передачи речи, что заметно улучшает качество связи, и даже всевозможные SIP-шлюзы, позволяющие в одном офисе подключить к сети VoIP от одного до нескольких десятков аналоговых телефонов, в том числе и DECT. Минусы центрированной схемы заключаются в том, что при малейшем сбое центрального узла под угрозой полной потери связи оказываются все офисы и филиалы компании. Вдобавок к этому множество проблем возникает при централизованном управлении разрозненным парком оборудования, ведь для внесения изменения в логику работы, например SIP-телефона на конкретном удаленном рабочем месте, сотруднику приходится обращаться к администратору корпоративной телефонной сети, который находится в головном офисе компании.
Рисунок 3. Функция резервирования
Проблемы центрированной схемы корпоративной телефонной сети решаются преобразованием данной схемы в распределенную, где каждый офис или филиал компании связан между собой.
Рисунок 4. Распределенная схема корпоративной телефонной сети
Благодаря использованию распределенной схемы корпоративной телефонной сети можно учесть все имеющиеся особенности организации связи в каждом офисе и филиале компании. Виртуальные городские номера в данной схеме могут быть зарегистрированы непосредственно в филиалах или не использоваться вовсе в связи с наличием уже имеющихся городских линий или аналоговой АТС. В зависимости от количества сотрудников в каждом из филиалов могут быть установлены гибридные IP-АТС Yeastar различной мощности и настроена индивидуальная для филиала логика обработки входящих и исходящих вызовов. За счет использования в каждом из офисов АТС Yeastar MyPBX возрастает надежность распределенной корпоративной сети, ведь даже в случае перебоев с сетью интернет в одном или нескольких филиалах сотрудники останутся на связи благодаря использованию линий ГТС, GSM, BRI или PRI.
Плюсами распределенной схемы является масштабируемость корпоративной телефонной сети, отказоустойчивость коммуникационной среды компании в целом и каждого из узлов в частности за счет использования резервных линий связи. Нагрузка в подобной корпоративной телефонной сети распределяется более равномерно, а использование гибридных IP-АТС компании Yeastar обеспечивает возможность пользователям на местах самостоятельно осуществлять конфигурирование АТС с помощью интуитивно понятного веб-интерфейса. Сложности в распределенной схеме построения корпоративной телефонной сети вызывает высокая стоимость оборудования и первичная настройка используемого оборудования.
Для наглядной демонстрации возможностей использования гибридных IP-АТС Yeastar MyPBX рассмотрим примет корпоративной телефонной сети компании «АйПиМатика», эксклюзивного представителя компании Yeastar Technology в России.
Рисунок 5. Схема корпоративной телефонной сети московского офиса «АйПиМатика»
В московском офисе компании задействован канал интернет пропускной способностью 5 мбит/сек, которого достаточно для совершения сорока одновременных вызовов с наилучшим качеством связи. Кабель Ethernet подключен непосредственно в гибридную IP-АТС Yeastar MyPBX и, таким образом, станция находится на реальном адресе в сети интернет, что позволяет другим отделениям компании взаимодействовать с головным офисом. Используя дополнительные модули, к офисной АТС подключены несколько аналоговых телефонов и факсимильный аппарат, подключены три аналоговые линии с московским номером и одна линия для приема и передачи факса, а также подключена SIM-карта с корпоративным тарифом. По протоколу SIP станция Yeastar MyPBX взаимодействует с провайдерами IP-телефонии для регистрации виртуальных городских номеров нескольких крупных городов России, а также для организации исходящей междугородной и международной связи для сотрудников московского офиса. Взаимодействие с линией Skype осуществляется с помощью программного продукта компании Yeastar под названием SISky, который, по сути, является шлюзом между линиями SIP и Skype. Последним штрихом в схеме московского офиса является подключение к IP-АТС MyPBX через свитч SIP-телефонов сотрудников компании.
Как говорилось выше, представительство компании Yeastar есть и в Украине в лице компании АйПиМатика-Украина. Схема киевского офиса компании имеет свои особенности и требования.
Рисунок 6. Схема корпоративной телефонной сети киевского офиса компании «АйПиМатика»
Особенности заключаются в том, что киевский телефонный номер и номер для работы с факсом местный оператор связи предоставляет с использованием линий BRI. Для реализации местной корпоративной мобильной связи используется модуль расширения, поддерживающий стандарт UMTS. Так же через модуль расширения к гибридной IP-АТС MyPBX киевского офиса подключается еще один продукт компании Yeastar – факс-сервер BizFax, организующий электронный документооборот внутри офиса и работу с факсами так же как с электронной почтой. Благодаря программному шлюзу SiSky, развернутому в московском офисе, и его удаленному взаимодействию с киевской станцией MyPBX реализован прием и совершение вызовов через линию Skype. Функция VoIP-канал, реализованная в каждой АТС Yeatsar MyPBX позволяет, вписав только IP-адрес удаленной гибридной IP-АТС, объединить две станции, московскую и киевскую.
Компания АйПиМатика ведет как гарантийное, так и постгарантийное обслуживание реализуемого оборудования. В Санкт-Петербурге находится крупный сервисный центр компании, обрабатывающий большое количество вызовов.
Рисунок 7. Схема корпоративной телефонной сети офиса компании «АйПиМатика» в Санкт-Петербурге
Для обработки всех поступающих вызовов линия связи подключена к АСТ MyPBX по технологии PRI, а для удешевления аренды помещения организовано несколько удаленных рабочих мест. Станция MyPBX в Санкт-Петербурге регистрируется на московскую и киевскую гибридные IP-АТС Yeastar по протоколу SIP и таким образом организуется внутренняя связь между тремя офисами.
Рисунок 8. Схема корпоративной телефонной сети компании «АйПиМатика»
Таким образом, три офиса объединены в общее номерное пространство, а абонентам станций доступны такие важные для бизнеса функции как конференция, групповой вызов, отслеживание статуса абонента, перехват и перевод вызова, голосовая почта и запись разговора. Кроме прочего использование видеотелефонов с поддержкой протокола SIP позволяет осуществить видеосвязь между офисами и избежать потери времени и транспортных издержек на организацию личной встречи.
Отдельно хочется сказать про абонентские устройства, которые могут использоваться в построенной сети. Выбор аппаратов также нельзя отодвигать на последний план и к нему надо подходить ответственно, ведь это рабочий инструмент на каждый день. В линейке продуктов компании «АйПиМатика» представлены телефоны компании Yealink Network Technology – одного из мировых лидеров по производству IP-телефонов, которые полностью совместимы с линейкой IP-АТС Yeastar MyPBX и рекомендованы к использованию! Широкий функционал, высокая технологичность, передача голоса в формате HD – все это завершает наше решение и делает его высококачественным и эргономичным.
***
ООО "АйПиМатика" является дистрибьютором и эксклюзивным представительством компаний Yealink Network Technology и Yeastar Technology, а также владельцем торговых марок SkypeMate и IPmatika в России. Уже не первый год компания поставляет VoIP USB-оборудование, SIP-телефоны, SIP-адаптеры и SIP-шлюзы, IP-АТС и интерфейсные платы. «АйПиМатика» делает все возможное для улучшения качества предоставляемых товаров и услуг, для чего, например, проводит регулярные вебинары и обучения, развивает собственную службу технической поддержки и открывает собственные представительства в различных регионах. Так, обособленные подразделения «АйПиМатики», кроме главного офиса в Москве, есть еще и в Киеве (Украина), в Алматы (Казахстан), а с марта 2013 года и в Санкт-Петербурге.
______
Руководитель службы технической поддержки ООО "АйПиМатика"
Дмитрий Балашов